Back to Top
 
 
МБУ ДПО «Учебно-методический центр работников образования»
городского округа Мытищи

Функциональная грамотность

Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Составляющие функциональной грамотности

1. Читательская грамотность. Способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

2. Естественно-научная грамотность. Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями.

3. Математическая грамотность. Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.

4. Финансовая грамотность. Совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни.

5. Креативное мышление. Способность продуктивно участвовать в  процессе выработки, оценки и  совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.

6. Глобальные компетенции. Сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем.

 

Документы

Приказ от 08.10.2024г. № 418 «Об утверждении Плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных учреждений городского округа Мытищи на  2024-2025 учебный год»
Распоряжение Министерства образования Московской области от 01.10.2024 г. № Р-1348 418 «Об утверждении Плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций, расположенных на территории Московской области на  2024/2025 учебный год»
Распоряжение Министерства образования Московской области от 16.09.2021 № Р-590 «Об утверждении Плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций, расположенных на территории Московской области, на 2021/2022 учебный год»
Распоряжение Министерства образования Московской области от 07.09.2021 № Р-574_Об участии общеобразовательных организаций МО в мониторинге уровня функциональной грамотности обучающихся 9-х классов в 2021 году.

Банк заданий для оценки функциональной грамотности обучающихся образовательных организаций, разработанных ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования»

https://fg.resh.edu.ru/

https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti

 

  • 2024-2025 учебный год

Приказ УО от 08.10.2024_№418_План мероприятий по функциональной грамотности на 2024-2025 учебный год

Приказ УО от 26.09.2024 №403_Общероссийская оценка качества образования

Информация о проведении Недели Функциональной грамотности в г.о. Мытищи

Неделя функциональной грамотности — 2024

 

Неделя функциональной грамотности

В период с 9 по 13 декабря 2024 года проводится «Неделя функциональной грамотности». 

Свыше десятка различных по содержанию и формату мероприятий, посвященных техникам формирования функциональной грамотности у обучающихся, запланированы в общеобразовательных учреждениях г.о. Мытищи.

В рамках недели учителя-предметники и специалисты методических служб примут участие в открытых уроках, мастер-классах, круглых столах.

ОТЧЕТ о проведении Недели функциональной грамотности с 9 по 13 декабря 2024 года

В рамках Недели функциональной грамотности для учителей состоялись мероприятия по методической поддержке: открытые уроки, мастер-классы, семинары-практикумы, педагогические мастерские и многое другое. Педагоги познакомились с приемами и стратегиями формирования функциональной грамотности.

9 декабря 2024 года на базе МБОУ СОШ №19 состоялся региональный вебинар «Формирование функциональной грамотности у обучающихся в рамках реализации Федеральных образовательных программ». На мероприятии были рассмотрены электронные ресурсы для формирования и оценки функциональной грамотности, методики развития естественно-научной, математической и финансовой грамотности на уроках химии, биологии и информатики, развитие у обучающихся всех видов функциональной грамотности на уроках английского языка и особенности ее развития у инофонных обучающихся. В вебинаре приняли участие учителя, методисты, администрация школ Московской области (г.о. Мытищи, г.о. Коломна, г.о. Пушкинский, г.о. Луховицы, г.о. Щелково, г.о. Талдомский, г.о. Раменский, г.о. Волокаламский, г.о. Наро-Фоминский).

 

9 декабря 2024 г. в МБОУ «Гимназия №1» для обучающихся 11-х классов представителями Московского финансово — юридического университета (МФЮА) был проведен мастер – класс на тему «Секреты финансовой безопасности».
Проводила мероприятие к.э.н., доцент кафедры финансы, налогообложение и финансовый учет Мамышева Евгения Александровна. На мастер-классе были рассмотрены такие вопросы как доходы и расходы, как рационально принимать финансовые решения, как составить личный финансовый план, финансовые инструменты, кредит, финансовая безопасность, вишинг, фишинг, скимминг и др. Обучающиеся активно участвовали в дискуссии.

 

Педагоги г.о. Мытищи 10 декабря приняли активное участие в Региональном семинаре по функциональной грамотности который состоялся на базе МБОУ МЛГ №33 в рамках Недели функциональной грамотности. В ходе семинара педагоги гимназии делились практическими наработками по формированию читательской, математической и естественно-научной грамотности школьников.

10.12.2024

-в МБОУ СОШ № 8 прошел мастер-класс «Методический анализ урока, включающего задачи формирования компонентов функциональной грамотности» в окружной «Школе молодого учителя» в рамках работы региональной инновационной площадки «Реализация вариативных моделей наставничества»;

-в МБОУ СОШ № 19 состоялся Региональный Воркшоп (Workshop) «Работа над функциональной грамотностью учащихся  основной и старшей школы как инструмент формирования УУД». Спикеры воркшопа Давиташвили Э.К., Пасунько Г.Н. и Лёгкая М.Н. поделились  с молодыми специалистами и  учителями-предметниками  современными приёмами формирования функциональной грамотности  обучающихся  на уроках  естественных и общественных наук, иностранных языков.

 Педагоги МБОУ «Лицей № 34» приняли участие в Межрегиональном вебинаре по функциональной грамотности “Читательская грамотность, креативное мышление” (г. Тамбов)

Городские методические объединения учителей музыки, физики, географии, технологии, истории и обществознания, экологии прошли в форме круглых столов, где педагоги делились опытом работы, проводили мастер-классы. 

        

Педагогическая мастерская «Интеллектуальная лаборатория по формированию функциональной грамотности на уроках». Подведение итогов методической недели, анализ проведенных уроков с позиции формирования компонентов была проведена в МБОУ  СОШ № 32.

В рамках Недели в ОУ были проведены открытые уроки по формированию функциональной грамотности  обучающихся
https://vk.com/wall-190332778_892

https://vk.com/wall-190332778_891

https://t.me/lyceum15

Для обучающихся были проведены интеллектуальные тренинги, конкурсы, викторины, игры, квесты. Учащиеся посетили  профориентационные мероприятия.

11 декабря 2024 г. в МБОУ «Гимназия № 1» для обучающихся предпринимательских классов (10а, 10в, 11a) представителями Московского Международного университета была проведена финансовая игра «Деловая арена». В ходе игры  каждая команда презентовала свой разработанный ими проект. Ребята поработали в командах, присутствовало соревнование и конкуренция. Обучающиеся показали свои знания и навыки по финансовым вопросам и экономики, а так же показали свой креативный подход к делу.

МБОУ СОШ № 32 провели интеллектуальную игру «Что? Где? Когда?» для учеников 9 классов (Формирование естественно-научной грамотности») и Квест «Угадай героя» для учеников 6 классов (Формирование читательской грамотности). 

В МБОУ СОШ № 14  для обучающихся были проведены:

-Конкурс кроссвордов и ребусов 

9 декабря в рамках дня глобальных компетенций учителями информатики был проведен цикл мероприятий для обучающихся 6-10 классов. В рамках урочной и внеурочной деятельности все желающие участвовали в интерактивных играх, разгадывали кроссворды и ребусы, демонстрировали свой интеллект в онлайн викторинах.

Под руководством учителей информатики Корабликовой Е.К.,  Тарасенко Н.А. и Красильниковой Ю.А. ребята пополнили багаж знаний по темам: «Кодирование информации», «Устройство компьютера», «Единицы измерения информатики», «Логика и логические операции», «Всемирная паутина» и др.

 

-квесты «Экономический калейдоскоп» и Юный эрудит «Математика и экология» https://sch14myt.edumsko.ru/activity/fg/post/2645530 

-игра в 7 классе «Дружи с финансами!» с целью  формирования основ финансовой грамотности у школьников для успешной социализации в обществе.

 

В ЧУ ОШ “Классика-М” для обучающихся были проведены: 

-Урок-игра «Приумножение семейного бюджета» (финансовая грамотность) в 5А классе. 

-Брейн-ринг «Математические ребусы и шарады» (математическая грамотность» в 8Г классе.

Тестирование уровня развития цифровых навыков (цифровая грамотность) среди учеников 6-х и 8-х классов на платформе https://digitaltest.vbudushee.ru/.

-Выставка плакатов в фойе 1-го этажа «Грибы родного края» (естественно-научная грамотность). К участию были приглашены ученики 7-х классов. В актовом зале школы прошло награждение победителей, призеров и участников выставки. 

Среди обучающихся 7-8-х классов МБОУ СОШ № 24 состоялась деловая игра “Конституция моей страны” https://vk.com/wall-190332778_893

Для обучающихся 4-Ф класса МБОУ «Марфинская СОШ» 13 декабря была организована экскурсия на фабрику миниатюрной живописи в Федоскино. Экскурсия активизировала познавательную деятельность, расширила знания в разных областях окружающей жизни, искусства, науки, культуры.

В МБОУ СОШ № 10 провели круглый стол «Мой первый бизнес-план»  под кураторством главы крестьянско-фермерского хозяйства «Данс», заведующего кафедрой менеджмента и торгового дела Российского университета кооперации, доктором экономических наук, профессором  с обучающимися 10-Э класса.

 12.12.2024 в 8 а классе МБОУ СОШ № 35 прошло занятие по Функциональной грамотности в форме игры «Что? Где? Когда?». Ребята узнали, что значит быть успешным в мире финансов, как грамотно распоряжаться финансами, как правильно поставить финансовые цели . Решали задачи по теме «Кредиты», «Семейный бюджет», «Планирование», «Оптимальный выбор». По итогам игры восьмиклассники сделали вывод, что умелое управление денежными ресурсами лежит в основе финансовой грамотности
Наименование ОУ  Проведенные мероприятия  Ссылка на сайт ОУ
о проведении мероприятий
по ФГ
Ссылки
на социальные сети
МБОУ СОШ № 8 Математическая игра «Планируем путешествие» 6 классы 

Финансовая грамотность. Сколько стоит завести собаку? – урок-игра 7- классы

Формирование финансовой грамотности учащихся на уроках математики посредством решения математических задач (на примере расчета кредитов и займов).11 классы

Формирование финансовой грамотности учащихся на уроках математики посредством решения математических задач (на примере расчета кредитов и займов). 11 классы

«3D-моделирование, прототипирование, макетирование»

9- е классы

Формирование читательской грамотности и креативного мышления на уроках литературы 9 классы

Вебинар для педагогов “Учебная мотивация -основа развития функциональной грамотности обучающихся”

https://sch8myt.edumsko.ru

/activity/innovate/ground/

3050/posts/post/22071

https://sferum.ru/?p=channel&channelId=-

227600954&postId=80

https://sferum.ru/?p=channel&channelId=-

227600954&postId=81

https://t.me/alyonaborova/24392

МБОУ “Марфинская СОШ” Открытые уроки и внеклассные мероприятия по формированию функциональной грамотности в 1 — 11 классах с 01.12.2024 по 13.12.2024;

Участие педагогических работников в вебинаре “Управление развитием функциональной грамотности обучающихся в 2024 году: итоги и перспективы”;

Круглый стол для учителей начальной школы “5 способов становления функциональной грамотности”;

Круглый стол для учителей 5-9 классов “Функциональная грамотность как основа качества образовательных результатов”;

Проведение диагностических работ по функциональной грамотности на платформе РЭШ для обучающихся 8-9 классов.

https://marfino-shkola.edummr.ru/wp-content/ https://m.vk.com/public_marfinoshkola
ОАНО

“Гимназия имени Петра Первого”

Круглый стол на тему «Финансовая грамотность в жизни цифрового общества» для 10-11 классов. 

09.12.2024

Интерактивная игра-викторина «Юные финансисты» для 1-4 классов.

09.12.2024

Открытые уроки математики в 6-9 классах

10.12.2024

 Диагностика читательской и естественнонаучной грамотности на платформе РЭШ:  7-9 классы

11.12.2024

https://peters.school/news

/podmoskovnykh-shkolakh-

proydyet-nedelya-funktsionalnoy-

gramotnosti-/

МБОУ “Лицей №15” Заседание педсовета: “Использование эффективных форм работы с целью формирования функциональной грамотности” (09.12.2024).

Конференция (ШМО): “Функциональная грамотность — компетенции для жизни” (09.12.2024).

Серия открытых уроков по формированию функциональной грамотности обучающихся  в рамках методической темы: “Функциональная грамотность — компетенции для жизни” (47 уроков) (09.12-13.12.2024).

Научно-практическая конференция (6 классы) по теме: “Средневековый замок” (12.12.2024)

Круглый стол: Подведение итогов недели ФГ: “Роль учителя в формировании у обучающихся ФГ для их успешной адаптации в жизни” (13.12.2024).

mtsh_school_15@mosreg.ru  https://t.me/lyceum15 
АНОО ШКОЛА “ВЕКТОР” Выступление на региональном семинаре-практикуме “Формирование основ финансовой грамотности у дошкольников и младших школьников” учителя начальных классов Мартинович Т. М. по теме “Формирование финансовой грамотности в рамках учебного курса внеурочной деятельности”

Цикл мероприятий по функциональной грамотности
в 4-11 классах

https://vector-school.ru/

funkcionalnaya-

gramotnost-v-shkole/

https://t.me/c/1797798987/7208

https://t.me/c/1797798987/7203

https://t.me/c/1797798987/7199

https://t.me/c/1797798987/7194

МБОУ СОШ № 12 Заседание Методического совета школы “Актуальные методики развития функциональной грамотности у обучающихся”(06.12.2024)

Участие педагогов школы в семинаре “Интеграция формирования функциональной грамотности в образовательном процессе”

 (10.12.2024)

Диагностические работы по функциональной грамотности на платформе https://resh.edu.ru/ для 7-8 классов.(04.12.2024 -10.12.2024)

 Интерактивная лекция «От теории к практике: опыт формирования и мониторинга функциональной грамотности у обучающихся»( 12.12.2024)

https://scool12-mytyshi.edumsko.ru/activity

/innovate/ground/2591/posts/post/20770

МБОУ СОШ №10 Обучающие школы провели внеурочное мероприятие “ Психология рекламы и ее влияние на подростков”

Круглый стол “ Мой первый бизнес-план” под кураторством главы крестьянско-фермерского хозяйства “Данс”, заведующего кафедрой менеджмента и торгового дела РУК,  провели обучающиеся 10-Э класса.

Курс первой медицинской помощи провели для обучающихся 9-х классов.

Защита индивидуальных проектов по психологии.

Оценка читательской, математической и естественнонаучной грамотности с использованием функционала портала https://fg.resh.ru/

https://sh10.edumsko.ru/

activity/fg

https://t.me/school10mytischi

 

 

 

_______________________________________

2023-2024 учебный год

Неделя функциональной грамотности

На территории Московской области в период с 11 по 15 декабря 2023 года проводится «Неделя функциональной грамотности».

Функциональная грамотность_План мероприятий ЦНППМ

График проведения Недели функциональной грамотности в 2023 году в г.о. Мытищи

 

ОТЧЕТ о проведении Недели функциональной грамотности

С 4 по 15 декабря в г.о. Мытищи, как и во всей Московской области, прошла Неделя функциональной грамотности. В рамках Недели функциональной грамотности состоялись мероприятия как для педагогов, так и для обучающихся, которые нацелены на повышение функциональной грамотности, пополнение методической копилки педагогов и формирование представления о требованиях, предъявляемым к выпускникам школ в новых современных условиях. Сегодня функционально грамотный ученик — индикатор качества образования. Одних академических знаний в жизни теперь недостаточно. Акцент смещается на умение использовать полученную информацию и навыки в конкретных ситуациях.

Для заместителей директоров по УВР на базе МБОУ «Лицей №34» прошел обучающий семинар «Опыт в организации подготовки обучающихся 8 классов к участию в общероссийском мониторинге по формированию функциональной грамотности». Педагоги МБОУ «Лицей № 34» делились с коллегами опытом работы по формированию функциональной грамотности обучающихся, проводили мастер-классы с выполнением практических заданий по 6 направлениям: читательской грамотности, математической грамотности, естественно-научной грамотности, глобальным компетенциям, креативному мышлению и финансовой грамотности.

Учителя МБОУ МЛГ №33 приняли активное участие в Региональном семинаре по функциональной грамотности который состоялся на базе нашей гимназии в рамках недели функциональной грамотности. Учителя начальных классов Карлова Наталья Николаевна и Логинова Алина Андреевна дали открытые уроки,  на которых поделились своими методами и приемами по формированию функциональной грамотности  в начальной школе. После на дизайн-сессии обсудили модели интеграции формирования функциональной грамотности в образовательный процесс.

 Окружные методические объединения учителей музыки,  математики физики, истории, ОБЖ и ИЗО прошли в форме круглых столов, где педагоги делились опытом работы, проводили мастер-классы. Учителем математики ЧУОШ «Классика-М» проведен мастер-класс по повышению эффективности уроков математики через применение математической грамотности. Своими наработками с коллегами поделились учитель музыки МБОУ СОШ №27 Харченко А.А., учитель музыки МБОУ СОШ №24 Смирнова Е.Б., учитель музыки МБОУ СОШ №9 Гусевич Н.Н. Учитель истории Н.В. Бородина провела мастер-класс для молодых учителей. А на примере работы с текстом Конституции РФ учителем Андрис Ж.А. были продемонстрированы приемы по развитию читательской грамотности в 10 классе.

Во всех образовательных учреждениях для обучающихся с1 по 11 класс прошли различные мероприятия по формированию функциональной грамотности: уроки, внеурочные занятия, викторины, кейсы, круглые столы, экскурсии, практикумы.

Так,  ученики 8Л и 5Л классов МБОУ «Гимназия №17»  посетили международную выставку-форум «Россия – страна возможностей», которая проходила в ВДНХ. Ребята побывали в павильонах «Первые», «Россия». Для всех это стало настоящим увлекательным путешествием.

Экскурсия активизировала познавательную деятельность, расширила знания в разных областях окружающей жизни, искусства, науки, культуры.

https://vk.com/wall-212397677_1002
https://vk.com/wall-212397677_1003

Среди обучающихся 8-х классов МБОУ «Гимназия №17» состоялась деловая игра «Что мы знаем о Конституции». В ходе игры ученики показали глубокие знания Конституции РФ.

https://vk.com/wall-212397677_1000

Для обучающихся 8-11 классы МБОУ Поведниковская СОШ состоялся рактикум «Пробую профессию в сфере управления и безопасности» https://t.me/povednicovscaeasoh/4671
https://vk.com/wall422081536_2907

МБОУ СОШ №3  ученики 7Ю класса приняли участие в мини-квесте «Непредвиденная ситуация». Перед ребятами стояли проблемные ситуации на тему семейного бюджета, работая в группах они должны прийти к наиболее рациональному решению. 

В МБОУ «Гимназия №1» представителями Международного московского университета были проведены квест-игра на тему «Значение Конституции РФ» для обучающихся 8-х классов и экономическая игра по формированию финансовой грамотности «Море» для 11б и 8в классов. Ребятам очень понравились данные мероприятия, интересен был практический подход в финансовой игре.

?